Любая трудность — это еще одна ступенька к вершине
В начале 2020 года исполнилось мое дерзкое желание — оказаться в Центре реабилитации слепых Волоколамска Московской области. С письменным заявлением отправить меня в Волоколамск я обращалась дважды за последние 8 лет. Мне звонили из Оренбурга, говорили, что незрячих нашего региона направляют на реабилитацию только в Бийск, и на этот год все места заняты. От Бийска я отказывалась — ехать далеко, с пересадкой, и найти сопровождающего сложно. К тому же, моя знакомая с нарушением слуха и зрения рассказывала, что была в ЦРС Бийска, и ей было сложно общаться — не слышала, что говорят и что объясняют.
Неожиданно в декабре 2019 года мне предложили путевку именно в Волоколамск (с 13 января по 21 марта 2020 года) — в отделение реабилитации слепоглухих. Правда, нужно было пройти медкомиссию: сдать анализы и обойти врачей с формой 086у. И, сверх того, достать справки от психиатра, нарколога и дерматолога-венеролога — тяжелое испытание, ведь их нужно было собрать за несколько дней до праздников.
Но я справилась и — ура! — оказалась в Центре. Первое знакомство — с Аллой Владимировной Полывяной, заведующей отделением реабилитации слепоглухих. Отныне и до отъезда я была окружена вниманием и заботой Аллы Владимировны — руководителя, педагога, переводчика. Она научила меня новому языку — дактильной речи. Мы были уверены, что своих слепоглухих она в обиду не даст, а никто и не помышлял! Обаятельная и хрупкая женщина появлялась рядом, как «джинн из бутылки» — в нужное время и в нужный момент. Нас двое слепоглухих. (А всего в Центре 86 незрячих.) Алла Владимировна составила для меня расписание занятий. С каждым слепоглухим педагоги занимаются индивидуально по ею разработанной программе.
Занятия идут парами — около двух часов на предмет. Достаточно, чтобы усвоить и не утомиться.
Итак, пространственная ориентировка. Занятия ведет Наталья Леонидовна Числова. Здание большое, двухэтажное. Мы должны быть максимально самостоятельными — вовремя приходить на уроки, «попадать в двери» жилых комнат, в столовую, актовый зал и другие помещения. Белыми тростями внутри здания не пользуемся, чтобы не получить травму. А за пределами здания трости необходимы. Сначала знакомимся с тактильными макетами — планами расположения помещений, затем курсируем по комплексу, запоминая, как «Отче наш», ориентиры, изучаем руками и ногами тактильные направляющие. Наталья Леонидовна ходит за нами, пока мы везде не пройдем без ошибок. На улице тоже праздно не шатаемся. На плане-макете — названия улиц и переулков, что и где находится — автовокзал, магазины, почта, парк отдыха. Мой любимый маршрут — благоустроенный парк с хорошими пешеходными дорожками. Также Наталья Леонидовна помогает решать насущные проблемы — кому-то надо в магазин, кому-то к банкомату, на почту…
Компьютерное обучение преподает Герман Владимирович Белоусов. Я научилась у него многому. Например, пользоваться планшетом, не полагаясь на остаточное зрение — с помощью VoiceOver. В моем ноутбуке Герман Владимирович обновил JAWS и поставил много программ. Зарегистрировалась в библиотеке «Логос» — теперь могу скачивать книги, слушать их в ноутбуке. Но лучше всего их слушать с тифлофлешплеером (ТФП). Впервые познакомилась с флешками. Спасибо, Герман Владимирович, за науку!
Домоводство. Светлана Михайловна Кадар «заставила» меня вспомнить про шитье иголкой, но сначала — всего лишь вдеть нитку с помощью нитковдевателя. Стежки разные — надо пришить петли и пуговицы всех видов. И полотенце с рукавичкой на кухню. Но это цветочки… Бисероплетение. Я сплела букетик фиалок, но до розы дело не дошло, взбунтовалась. И в учебный класс под названием «кухня» ходили, Светлана Михайловна учила готовить в мультиварке. Надо купить, хотя раньше я не хотела ее приобретать из опасения, что она только место займет, а я буду вспоминать о ней лишь во время уборки. Также на кухне для нас, слепоглухих, кулинарный кружок под присмотром воспитательницы Галины Дмитриевны Храбровой. Выпечка в электродуховке «вкусняшек» к чаю. Практика и рецепты пригодились дома во время самоизоляции для снятия стресса. Так и появляется лишний вес.
Плетение макраме. Занятия с Валентиной Васильевной Плаксиной, профессионалом, влюбленном в свое дело. Все покажет и расскажет, кабинет увешан прекрасными вещами, — и эту красоту создают незрячие люди! С чего начать? Подтверждаю: плетение макраме — сложная, захватывающая работа. Требуются терпение, внимание и чувство прекрасного. А как радует результат! Что я сплела с помощью очаровательной Валентины Васильевны, — все привезла домой. Панно с карманом, кашпо с кольцом (отлично вписались в интерьер комнаты) и кулон — украшение для себя, любимой.
Еще были уроки вязания. Тут я талантами не блистала, но благодаря помощи милейшей Нины Васильевны Фоминой связала тапочки себе и внуку. А в день отъезда Галина Дмитриевна, мастерица на все руки, подарила мне еще пару вязаных тапочек, а для внука — носки. Приятный сюрприз!
Ходили и на кружок «Переплетное дело». Любовь Леонидовна Козгова руководила процессом изготовления тетрадей, блокнотов и альбомов.
На умеренные физические нагрузки переключались на уроках адаптивной физической культуры под наблюдением Светланы Евгеньевны Зинченко — в спортивных залах, где много тренажеров, и в бассейне. Светлана Евгеньевна показала упражнения, которые мы можем делать дома. Только дома энтузиазма нет.
И большое удовольствие, и пользу для здоровья мы получили в кабинете лечебного массажа от сильных рук Владислава Николаевича Злобина.
Занятия — 6 дней в неделю, по воскресеньям — экскурсии по Московской области под предводительством неутомимой Надежды Анатольевны Сухановой.
В Центре сильный коллектив — от руководителей и педагогического состава до технического персонала. Директор ЦРС — Сергей Иванович Степанов, его интересно слушать на собраниях; иногда Сергей Иванович приходил в учебные кабинеты, интересовался, как проходит обучение.
Ежедневно, в течение двух с половиной месяцев, педагоги учили нас новому, делились душевным теплом и вниманием. Вернулась домой 23 марта. Никто мой приезд из Москвы не «запеленговал». Признаков ОРВИ нет, в вагоне соседи не чихали и не кашляли. Я пользовалась антисептиком и влажными салфетками. Установка для себя — две недели ни с кем не встречаться, убедиться, что не заразилась. А через неделю вся страна отправилась на самоизоляцию. Своевременно меня новому обучили! Мозги и руки должны работать. Слушаю телеканалы в беспроводных наушниках, ТФП в кармане. Порядок в доме поддерживаю. Социального работника и волонтеров не привлекала. Раз в неделю выношу мусор и хожу в магазины — все находится близко.
Слушаю много новостей. Тревожное состояние иногда от них, но страх в душу нельзя пускать. Важно чем-то заниматься — любой физической или умственной работой. Времени на отдых, раздумья и сон предостаточно. А вот активности и прогулок не хватало.
Далее — снятие ограничений, но расслабляться рано. Надеемся на лучшее — готовимся к худшему. Многое изменится, только как? Придем к пониманию, что наша жизнь и время, отпущенное нам, — это все, что у нас на самом деле есть.