Марина Платонова, Алексей Пижонков. На светлой волне творчества (фрагмент радиоэфира)

Алексей Пижонков: Бытует мнение: если Бог забирает у человека одно, то обязательно даёт что-то другое. И чем больше отнимется, тем больше воздастся. Впрочем, те, кто не разделяет данную точку зрения, вполне могут найти подтверждения в науке: вспомним хотя бы закон сохранения энергии из школьного курса физики.

Марина Платонова: К чему мы это? К тому, что история героини данного материала вполне подходит под сказанное. Лишённая зрения, с частичной потерей слуха, эта девушка ведёт активный образ жизни: плетёт из бисера, лепит из глины, играет на музыкальных инструментах и поёт, занимая призовые места как на российских, так и на международных конкурсах.

Алексей Пижонков: Знакомьтесь, Карина Жакова. Карина, расскажи о себе.

Карина Жакова: Родилась я 31 год назад в Брянске. Там же училась и выросла. Моя мама по образованию воспитатель, она когда-то работала в детском саду, и в мои три года познакомила меня с пластилином. Я стала осваивать лепку, вначале с самых простых изделий, а потом постепенно переходила к сложному. Также в дошкольном возрасте я познакомилась с природными материалами, создавала поделки из желудей, каштанов и шишек, ну а в школьные годы перешла к более сложному. В одиннадцать лет в мою жизнь вошла глина, которую я сразу же полюбила. У меня были прекрасные наставники! В пятнадцать лет стала заниматься бисероплетением. Начинала с самых простых цветочков, постепенно перешла к картинам и деревьям. Петь стала с раннего возраста. Занималась в реабилитационных центрах после школы, учась в ВУЗе, два года посвятила академическому вокалу…

Марина Платонова: В каком вузе ты училась?

Карина Жакова: В Брянском государственном университете им. академика И. Г. Петровского. Два с половиной года пыталась освоить специальность дирижёра-хоровика и преподавателя гитары, но перегрузилась, а ещё сказались пробелы в знаниях сольфеджио, гармонии. Да и атмосфера была достаточно напряжённая. Перевелась на социального педагога и окончила вуз по этой специальности.

Марина Платонова: Расскажи, пожалуйста, об истории твоего псевдонима — Roxy Light.

Карина Жакова: В подростковом возрасте мне очень хотелось получить прозвище — звучное, запоминающееся. Но никто его не давал, банально как-то — Карина, Карина, Карина — а это имя мне, честно говоря, с ранних лет не нравилось. Вот и подумала: я люблю рок-музыку, светлую рок-музыку, и так в 2002 году в моей жизни появилось слово roxy, означающее любовь к року. Потом я узнала, что в Питере существовал журнал с таким же названием, а позже выяснила: ещё была и группа английская. А light пришло к 2010 году, чтобы подчеркнуть мою приверженность к светлой музыке. Я меломан. Музыку слушаю абсолютно разную: рок, джаз, блюз, тяжёлый металл, в том числе, экстремальный. Когда-то увлекалась техникой вокала гроулинг и пробовала его воспроизводить.

Марина Платонова: О-о, даже так?!

Карина Жакова: Да, но это почти убило мои связки, пришлось их восстанавливать.

Марина Платонова: Скриминг ещё ведь есть, да?

Карина Жакова: Да, но его я не пробовала.

Марина Платонова: Скриминг ещё тяжелее для связок?

Карина Жакова: Да, скриминг — душераздирающий хриплый крик, переходящий в визг.

Марина Платонова: А гроулинг?

Карина Жакова: Это рычание утробное.

Марина Платонова: Ты в таком амплуа выступала?

Карина Жакова: Нет, только дома записывала, это пригодилось на конкурсе лучшего металлического звукового письма. Я тогда активно слушала передачи Дмитрия Добрынина на «Радио России» и принимала в них участие.

Марина Платонова: В твоей жизни много конкурсов. Расскажи о самых интересных.

Карина Жакова: Начиналось всё с районных конкурсов, потом я стала участвовать в областных, потом — во всероссийских и, наконец, в международных. Но первый значимый — в 2006-м, в Ростове — «Ярмарка талантов», организованная ВОС. Я стала победителем в номинации «Декоративно-прикладное творчество». Это была одна из моих первых значимых побед. Она меня окрылила и дала силы двигаться дальше.

В 2014 году я получила международную премию «Филантроп» в номинации «Преодоление. За гранью возможного» — тоже за декоративно-прикладное творчество: бисероплетение и художественную лепку. Три раза пыталась стать лауреатом этой премии, и вот на четвёртый добилась своего.

Марина Платонова: А в музыке?

Карина Жакова: В моей жизни была гитара — в старшие школьные годы и в начале студенчества. Потом на какое-то время я оставила музыкальные занятия, а с 2015 года стала заниматься вокалом под руководством Бениамина Эдуардовича Мирзояна. Он был руководителем Брянского городского эстрадного оркестра, — чутким наставником, старшим другом, прекрасным советчиком. Он помог поверить в свои силы, настроил на победы, на то, что нужно работать серьёзно и много, внимательно относиться к каждой ноте, к каждому нюансу, который, на первый взгляд, незначителен.

Марина Платонова: Твои музыкальные предпочтения меняются со временем?

Карина Жакова: Расширяются. Я ближе познакомилась с такими стилями, как фанк и соул, а также углубилась в джаз-рок.

Марина Платонова: Как бы ты могла охарактеризовать свой репертуар?

Карина Жакова: Он достаточно разнообразный — и на любой вкус. То есть я могу исполнить как лёгонькую песенку для невзыскательной публики, так и джазовый стандарт.

Марина Платонова: А каких песен больше в твоём репертуаре — русских или иностранных?

Карина Жакова: Не подсчитывала, но, думаю, примерно поровну.

Марина Платонова: Ты только что вернулась из-за границы. Расскажи, пожалуйста, об этой поездке.

Карина Жакова: Мы решили совместить приятное с полезным: съездить на отдых в Черногорию и побывать на конкурсе «Серебряный дождь». Это инклюзивный международный конкурс, в котором могут принять участие все желающие в различных номинациях: «Хореография», «Вокал», «Живопись», «Инструментальное творчество», но в этом году по техническим причинам участвовали не все.

Марина Платонова: Как ты выступила?

Карина Жакова: Жюри присудило мне первое место в номинации «Эстрадный вокал» — это были композиции Игоря Николаева «Там нет меня» (на стихи Павла Жагуна) и Жака Бреля «If You Go Away», а в номинации «Джазовый вокал» я стала второй.

Марина Платонова: Ты довольна выступлением?

Карина Жакова: Если жюри довольно, отчего мне быть недовольной?

Марина Платонова: Знаешь, как бывает у творческих людей, — вроде бы, хорошо сделал, но можно ещё лучше, нет предела совершенству.

Карина Жакова: Это всегда так, но сейчас результат показать удалось. Надеюсь, в следующем году смогу лучше.

Марина Платонова: Ты каждый год участвуешь в конкурсах?

Карина Жакова: Конечно. В этом году мне повезло: в моей жизни было два инклюзивных конкурса, абсолютно на равных со здоровыми людьми.

Марина Платонова: Ты чувствуешь себя свободно, не комплексуешь?

Карина Жакова: Само собой. Я даже не вспоминаю, что незрячая, и зритель мне об этом не напоминает, аплодирует тепло и воодушевлённо.

Марина Платонова: А второй конкурс какой был?

Карина Жакова: «Солнце, радость, красота» — в солнечной Болгарии, в Несебре, там я заняла третье место в номинации «Эстрадный вокал» — с песней «Нас бьют, мы летаем» из репертуара Наргиз Закировой (музыка Андрея Ктитарева, слова Джахан Поллыевой).

Марина Платонова: А бывает так: ты просыпаешься, а у тебя в душе и мыслях песня звучит?

Карина Жакова: Бывало. Мне однажды приснилась очень красивая мелодия, я помнила, как она звучит, но стоило проснуться, и всё исчезло, к сожалению, записать не успела.

Марина Платонова: Сегодняшний день у тебя с какой песней ассоциируется?

Карина Жакова: Сейчас у меня в душе кошачье мурлыканье, потому что я возвращаюсь домой, а дома меня ждут три прекрасных кота: Абрей, Таисия и Никон. Старший кот — американский бобтейл (Абрей), достаточно экзотичный, абсолютно чёрный — и усы, и нос, и когти; хвост короткий, десять сантиметров, закрученный по спирали, это особенность бобтейлов. Мощный кот, пять с лишним килограммов, кость широкая, короткая, гладкая, плотная шерсть. Тася — британская длинношерстная, её предки — персы. Шёрстка мягкая, нежная. А Никон — снежная туфелька. Эта порода выведена благодаря тайской кошке и американской короткошёрстной. Все наши коты когда-то были либо в приюте, либо на улице.

Марина Платонова: Кто тебя поддерживает на таком ярком творческом пути?

Карина Жакова: Мама. Она является моим внегласным продюсером, постоянно находится в поиске конкурсов, даёт ценные советы, продумывает сценические образы, а в бисероплетении помогает со сборкой и оформлением изделий; в работе с глиной помогает расписывать и покрывать изделия лаком, потому что эстетику никто не отменял.

Марина Платонова: Что тебя вдохновляет на творчество?

Карина Жакова: Музыка, общение с природой и животными, купание в море, его шум. Море — моя любовь с первого всплеска. За последние годы удалось познакомиться с Чёрным морем, со Средиземным, немного с Адриатическим, но совсем чуть-чуть.

Марина Платонова: Можно сказать, что ты счастливый человек?

Карина Жакова: Конечно.

Марина Платонова: Что составляет твоё счастье?

Карина Жакова: Возможность заниматься любимым делом и получать от этого огромное удовольствие, а также дарить радость другим.

Марина Платонова: О чём ты мечтаешь?

Карина Жакова: Идти вперёд и только вперёд, не останавливаться на достигнутом и продолжать творческое развитие.

Данные об эфире:

Звуковой общественно-политический, литературно-художественный журнал «Диалог» ВОГ, № 3, 2020 г.