Алексей Пижонков. Тореадор (стихотворения)

Тореадор

(баллада о Мануэле Гонсалесе)

Гудел Мадрид, как раздражённый улей,

Помехой не был даже сильный зной.

Среди Мигелей, Карлосов и Джулий

Летела новость с птичьей быстротой.

И кто-нибудь, немножечко печалясь,

«Да, очень жаль!» — вздохнув, произносил.

В последний раз тореадор Гонсалес

В тот вечер на арену выходил.

Толпа бежала, как собачья свора,

Кровавой жертвы жаждала она…

И только сеньорита Леонора

Дрожит и неестественно бледна…

Любой обет ей кажется напрасным,

Молитва замирает на устах,

Теснится грудь предчувствием ужасным,

И смертная тоска в её глазах…

Ах, этот взгляд, дурманящий без хмеля,

И губы, обещающие рай…

Не ими ль ты пленила Мануэля,

Забывшего друзей весёлый грай,

Забывшего полночные пирушки

И чаровниц призывный омут глаз…

Не ради ль своей маленькой подружки

Он взялся за клинок в последний раз…

Шумит народ, приветствуя кумира,

А он спокоен, собран, величав.

Он здесь король, он здесь владыка мира!

Плащ в боевых отметках на плечах.

А враг могуч и всё сильней ярится,

От бешенства утраивая пыл…

От рога великана-иберийца

Не каждому уйти достанет сил…

Вот мчится бык, меж ними меньше метра,

Уж неминуем, кажется, исход…

Но нет, не зря он носит званье мэтра!

Гонсалес нападает, колет, бьёт…

Он панике безумной не подвержен,

Рука с клинком, как будто монолит…

Мгновение — и враг его повержен!

Крик тысяч глоток в рёв единый слит.

К нему сейчас устремлены все взоры,

Но он с презреньем смотрит на толпу.

Он ищет взгляд малютки Леоноры,

Что обещала с ним связать судьбу.

Она глядит и веря, и не веря,

Он жив, её возлюбленный герой!

Он одолел чудовищного зверя —

И он принадлежит лишь ей одной!

Творцом её услышаны молитвы,

Теперь конец страданиям, тоске…

Вот победитель беспощадной битвы,

Вот туша великана на песке…

Но, Боже, неужель ей это снится?..

Сжал сердце ужас ледяной рукой…

Зашевелилось тело иберийца…

Он поднялся… Он рядом… За спиной!..

«Ах, обернись» — но друг её не слышит,

Он славой и триумфом упоён…

А смерть уж близко, смерть в затылок дышит,

И жребий Мануэля предрешён…

Потомок диких туров торо браво,

От ярости и боли заревев,

Не посрамил былую рода славу

И в бой последний ринулся, как лев.

Противник глуп, победу торжествует,

Но он недооценивал врага…

Рывок — и сердце бешено ликует, —

Его обидчик поднят на рога!..

И пусть теперь слабей сердцебиенье,

Он слышал в час погибели своей

Соперника предсмертное хрипенье

И крики изумлённые людей…

Мгновение назад они смеялись,

Теперь повсюду тишина стоит…

И некогда тореадор Гонсалес

Над ними в небе ангелом кружит…

Такая вот трагическая шутка,

Таков людской жестокости венец…

Но как же наша бедная малютка?

Расскажем всё, как было, наконец.

Она кричала, билась в исступленьи,

Себе грозилась выстрелить в висок,

Рыдая, опускалась на колени,

И слёзы с кровью смешивал песок…

*   *   *

«А что потом?» — вы спросите, сеньоры —

Забылось всё, как прошлогодний снег,

И через год на свадьбе Леоноры

Гуляли полтораста человек.

Но память не прошла о той корриде,

Запечатлелась в камне на века:

Стоит доныне памятник в Мадриде —

Скульптура человека и быка.

И ты, читатель, если ненароком

Отправишься в сей достославный край,

Постой пред ней в молчании глубоком

И от меня поклон ей передай.

Историческая справка:

В столице Испании, на Пласа де Торо, рядом со зданием арены для корриды «Лас Вентас», воздвигнут памятник молодому тореадору, любимцу публики и победителю многих коррид Хосе Куберо Санчесу. Он погиб совсем молодым: ему был 21 год. Уже после окончания боя смертельно раненный бык собрал оставшиеся силы и в то время, когда гордый победитель стоял перед ликующей публикой, вонзил рог в спину тореро. Рог вошел молодому тореадору прямо в сердце, и тот скончался на месте.

Скульптурная композиция, сделанная из камня, изображает быка, поднимающего человека на рога, а человек в это время взмахивает рукой. Зрители в шоке. Здесь же, над сиротливо брошенным на спинку стула пиджаком тореадора, плачет ангел.

Создатель скульптурной композиции — Луис А. Сангино. Надпись на памятнике гласит: «Тореро умер, и родился ангел».

Эта история и легла в основу баллады, действие которой перенесено в неопределённое время, изменены имена и введена романтическая линия.

Ржев

Кругом асфальт и бегают ребята,

Цветут цветы, деревья прижились.

И нелегко поверить, что когда-то

С шипением снаряды здесь рвались.

Под грохот нескончаемый орудий,

Под пение картечи, пуль-шмелей —

Здесь принимали смерть когда-то люди

И превращались в белых журавлей…

Плывут года, в тумане синем тая,

Жизнь в русло мирное давно вошла.

И только боль, как в небе птичья стая,

Над Русью распростёрла два крыла…

Краткая справка:

В 2020 году неподалёку от Ржева был открыт мемориальный комплекс, посвящённый солдатам, павшим в боях в этой местности во время Великой Отечественной войны.

В центральной части мемориала расположена статуя советского солдата высотою 25 метров. Она установлена на вершине восьмигранного 10-метрового искусственного холма. Молодой воин стоит в гимнастёрке и развевающимся за спиной плаще-палатке, который полностью окутывает его снизу, переходя в разлетающуюся журавлиную стаю. Птицы закрывают собой опорные металлические конструкции, что создаёт эффект парения статуи в воздухе.

*   *   *

Не грущу, не злюсь, не сожалею.

Сердце знало, в сердце нету лжи,

Что тобой однажды заболею

И на всю оставшуюся жизнь…

В целом мире не найти лекарства,

Что способно исцелить меня.

За тебя отдал бы и полцарства —

И в придачу белого коня.

За тобою брошусь без оглядки

В бездну ада, к небесам взлечу.

Средства нет от этой лихорадки,

Обращаться не за чем к врачу.

Словно листик на ветру, безволен

В вихре чувств у ног твоих кружусь.

Я тобой неизлечимо болен

И того нисколько не стыжусь.

Вновь недуг бежит по венам с кровью,

Пробуждая жизнь из года в год,

Ибо кто не заболел любовью,

Тот на самом деле не живёт.