Дмитрий Балыкин: С 29 июня по 11 июля 2019 года состоялся велопробег по местам, связанным с образованием слепоглухих. Его провел Дом слепоглухих в Пучково. Как возникла эта идея и в чем она заключалась?
Елена Федосеева (директор БФ «Дом слепоглухих»): Проект называется «Ехать. Доверять. Жить». Название заимствованно у нашего прошлогоднего проекта, благодаря которому нам удалось собрать деньги на покупку велотандема для Дома слепоглухих. Когда мы задумались о названии велопробега, то оно показалось самым подходящим. Едем — потому что на велосипеде. Доверять — потому что слепоглухому человеку на велотандеме и в жизни приходится доверять сопровождающим. И жить — это, с моей точки зрения, про полноценную жизнь с инвалидностью. Про то, что человек имеет право на мечту, на образование, на занятия спортом, на любое занятие, которым занимаются люди без инвалидности. Идея велопробега пришла извне. У нас был запрос о тьюторе для слепоглухой абитуриентки Алены Капустьян, которая с сентября будет учиться в колледже. Плюс хотелось популяризировать спорт для людей с инвалидностью. И велопробег стал оформлением запроса извне, таким событием, которое должно было привлечь внимание не просто к велопробегу, а к тому, что он проходит по местам, связанным с обучением слепоглухих людей, и напомнить обществу о том, что есть такие люди. Они могут и должны получать образование. И это нормально, и это происходит давно.
Дмитрий Балыкин: Алена Капустьян — выпускница Сергиево-Посадского детского дома-интерната. Вы хотите в какой-то степени повторить знаменитый Загорский эксперимент?
Мария Зеленина (заместитель директора БФ «Дом слепоглухих»): Совершенно верно. Но не то что повторить, а сделать так, чтобы слепоглухие люди обучались. Загорский эксперимент доказал, что возможно обучить слепоглухих людей. А мы хотим, чтобы это было постоянно — и не только с Аленой Капустьян.
Дмитрий Балыкин: Какие места выбраны для велопробега? Расскажите нашим слушателям подробнее.
Елена Федосеева: Нашей задачей было приехать к месту, где начиналось первое групповое обучение слепоглухих. Мы помним про школу Перкинса, про истории с Хелен Келлер и Лорой Бриджмен. Но мы хотели приехать в Швецию, в город Венерсборг, где впервые в мире была открыта школа для слепоглухих детей. И приехать к этому месту через Финляндию, где в городе Йювяскюля была открыта первая школа для слепоглухих детей в стране. Туда мы попали через Санкт-Петербург и Павловск. В Санкт-Петербурге посетили школу имени Гротта. Это наша старейшая школа, где обучались незрячие детки. А в Павловском парке произошла встреча императрицы Марии Федоровны с глухим мальчиком, благодаря чему было открыто императорское училище для глухих детей. Здание императорского училища отреставрировано. В нем, правда, находится ресторан. Но здание прекрасное. В Петербург мы ехали через Сергиев Посад. Здесь находится единственная в России школа-интернат для слепоглухих детей. Ну а стартовали мы от нашего Центра помощи слепоглухим людям, где они тоже проходят обучение, в том числе, компьютерной грамотности, шрифту Брайля, бытовой реабилитации и др.
Дмитрий Балыкин: Елена, вы человек спортивный, в 28 лет начали заниматься бегом. Во время велопробега впереди сидел зрячеслышащий пилот, вы-спортсмен были за ним. Насколько серьезная физподготовка потребовалась и сколько километров вы проехали?
Елена Федосеева: В общей сложности у нас получилась тысяча километров — в день где-то по 100 км. Были дни, когда мы проезжали больше, а иногда передвигались на паромах и поездах, а на велосипедах — меньше. Подготовка, конечно, нужна — и спортсмена, и пилота. Хотя ехали мы не вдвоем. У нас была группа из четырех человек. Помимо нашего тандема: пилота и спортсмена, ехала машина сопровождения, на которой передвигались Мария с мужем Иваном. Она отвечала за техническо-туристическую поддержку. В багажнике были палатки, спальные мешки, снаряжение и инструменты для велосипеда.
Мария Зеленина: Наша роль была ехать и следить за треками, организовывать место ночевки, обеда. По карте не всегда можно отследить трек. Приезжаешь на место и понимаешь, что там нет возможности ночевать. Нужно искать другое место, пока девочки не приехали. А иногда мы приезжали и понимали, что боимся ночевать. Одно из таких мест было очень красивым, но возникло ощущение, что там все вымерло. Завораживающая мертвая красота. Такое ощущение, что русалки выплывут из озера и утянут нас. Мы дождались девочек и приняли решение, что здесь ночевать не будем; погрузили велосипед на машину и поехали искать другое место. Слава Богу, нашли кемпинг неподалеку. Но вообще мы весело проводили время, любовались природой, чувствовали поддержку — люди удивлялись, как две девчонки едут на велотандеме, а одна из них — незрячая. Подходили, знакомились.
Дмитрий Балыкин: А если говорить об инфраструктуре, где легче ехать: в России или Скандинавии?
Мария Зеленина: Скандинавия лучше для этого приспособлена. В России нет развитой велосипедной культуры. Когда велосипед или велотандем едет по дороге, наши люди не понимают, что это такое, начинают сигналить, нервничать. В России ехать небезопасно. Когда ты едешь по дорогам Скандинавии, то чувствуешь себя в безопасности.
Елена Федосеева: Буквально в первый день, когда мы ехали от Пучково до Сергиева Посада, перед школой у нас произошло небольшое ДТП. Мы ехали аккуратненько вдоль обочины. А дама в автомобиле слева решила без предупреждения свернуть как раз на нее, и мы просто чудом увернулись. В Скандинавии, да и вообще в Европе, такое представить невозможно.
Дмитрий Балыкин: Легко найти пилотов, желающих участвовать в велопробеге?
Елена Федосеева: Очень сложно! Потому что пилот был нужен не на один день. Велопробег растянулся на две недели. И нам нужен был человек, готовый ехать на велосипеде две недели, у которого есть Шенген, пресловутые две недели, на которые он уедет из города, а еще — физическая форма. И не просто форма, а навык езды на велотандеме. Это было очень сложно. Я считаю, нам повезло. Первый пилот попал, на мой взгляд, на самый тяжелый отрезок маршрута. Были невозможные погодные условия! Мы ехали от Пучково до Сергиева Посада 120 км через всю Москву по Ярославскому шоссе. Днем, а это была суббота, — большая загрузка на дорогах. Четыре с половиной часа дождя, грязи, ветра, температура воздуха +10. Этот отрезок ехал очень опытный Роман Даньшин — у него за плечами тяжелейшие дистанции триатлона. В Финляндии часть отрезка ехал Илья Киреенко — наш тренер по велотандему. Он взял на себя часть отрезка, потому что у девочки-пилота были проблемы с визой. А пятидневный отрезок в Швеции — самый длинный, интересный и живописный — ехала Виолетта Вильке из Санкт-Петербурга.
Дневник велопробега
Читает Мария Ли
День первый. От деревни Пучково (Новая Москва) до Сергиева Посада — от «Дома слепоглухих» до единственной в России школы для слепоглухих детей — 120 км. Ох, это первый и один из самых непростых отрезков маршрута — маршрут с юга на север, через центр Москвы, с выездом на Ярославское шоссе. Осложнился отрезок стопроцентной влажностью, снизу и сверху, сильным ветром и низкой температурой воздуха. Сказать, что промокли насквозь, — не сказать НИЧЕГО. В роли пилота на отрезке согласился выступить Роман Даньшин — и это было супер! Роман — настоящий ironman, который ни слова не сказал об ужасных для велосипедистов погодных условиях. Не побоялся дождя и ветра встретивший нас на Ярославском шоссе Александр Федяев. Его поддержка оказалась как нельзя кстати — Александр проехал с нами последнюю треть участка и показал путь к Сергиево-Посадской школе, около которой он и живет. Школа закрыта на летние каникулы, но строгая бабушка на воротах, выслушав нашу историю о велопробеге, позвонила некой даме и получила разрешение пустить нас на территорию школы. А мы едем дальше — теперь в направлении Санкт- Петербурга, этот отрезок на машине (вещи сушатся и развешаны по салону).
День второй. От Санкт-Петербурга до Павловска — от первой в России школы для незрячих детей — до замка БИП, где находилось императорское училище для глухих детей, — в общей сложности около 65 километров. Небольшой отрезок, но, наверное, самый яркий и веселый — проехали его пять велотандемов! Поддержали нас незрячие спортсмены и их пилоты — встретились возле школы им. Грота, где, между прочим, кое-кто из них учился. Познакомились, обсудили велопробег, сравнили возраст питерской и московской школ для незрячих — питерская, конечно, намного старше — недавно отпраздновала двухсотлетие. Командой в пять велотандемов добрались до Павловска, сделали красивые фото, поговорили об истории замка БИП, перекусили печеньками и велосипедными запасами. Сегодня же сели на велотандем с Виолеттой, пилотом, с которым предстоит проехать бо́льшую часть маршрута. А еще сегодня наш самый лучший велотренер — Илья Киреенко — научил нас с велотандемом ехать на электропоезде!
День третий. От Выборга до Мянтюхарью, Финляндия — 130 км. Мы предполагаем, а Бог — располагает, или «Все смешалось в доме Облонских». Предполагалось, что в Финляндию мы выезжаем двумя тандемами — я с пилотом Виолеттой и слабовидящая спортсменка Ольга с пилотом и тренером Ильей, а вместе с нами — машина сопровождения. Но Виолетте и Ольге снова задержали выдачу визы, так что они остались в Питере как минимум до завтра. Машина сопровождения осталась их ждать (чтобы довезти до меня и Ильи). Так как был риск остаться без машины не только на сегодняшний, но и на завтрашний дни, самые необходимые вещи, в том числе палатки и спальники, нам пришлось взять с собой. Они поместились в рюкзак-прицеп — килограммов тридцать! — и это создало дополнительные сложности: груз не подкручивал с нами педали, а ехал вхолостую. Также к неудачам добавился прокол камеры, мое разбитое колено (при погрузке в электропоезд от Питера до Выборга) и реальность ужасов Финского рельефа, то есть, крутых подъемов. К удачам можно отнести заезд на обед за пять минут до разразившегося ливня и быстрый поиск места для палаток. Я человек малоопытный в туризме, и меня, конечно, поражает наличие в Финляндии специальных площадок для остановки туристов, где есть не только шатры для обедов с кострищами и дровами, но и туалетные домики (простите, даже с туалетной бумагой по углам).
День пятый. От Йювяскюля до Хельсинки и от Хельсинки до Санкт-Петербурга — всего километров 20 на велосипеде и много километров на поездах. В 05:31 «взяли» здание первой в Финляндии школы для слепоглухих детей. Город только просыпался. Изредка встречались спешащие на работу велосипедисты, а однажды дорогу перебежал заяц. Он оказался изрядным бегуном — так, что мы не успели нацелить на него фоторужье. В 06:20 выехали в Хельсинки, чтобы оттуда снова отправиться в Санкт-Петербург, где Илью сменит Виолетта (теперь уже с визой). Разрыв в поездах оказался многочасовым, и мы, чтобы не терять времени даром, заодно «взяли» и прекрасное здание из красного кирпича первой школы для незрячих детей, расположенное недалеко от Хельсинского железнодорожного вокзала. А так как мой пилот одновременно был тренером, мы поехали на старый олимпийский велотрек, а оттуда — в магазин велосипедов и товаров для велосипедистов «Велоспорт». Там подобрали замену моим погрустневшим за последние два дня велотуфлям. Менеджер Каре, узнав, что мы участвуем в велопробеге и едем из Москвы в Венерсборг, сделал значительную скидку на велотуфли, а еще подарил для них шипы и хорошенькие фляги для воды. На этом Каре не остановился и, застав нас на улице за установкой шипов, дал в дорогу комплект спортивного питания. Под вечер пятого дня мы вернулись на «Аллегро» в Питер, чтобы утром новым составом и с машиной сопровождения еще раз пересечь границу Финляндии и направиться в сторону Швеции…
Дмитрий Балыкин: Велопробег состоялся. Достигнуты ли его цели?
Елена Федосеева: Мне кажется, да. Во-первых, мне очень приятно, что он вызвал интерес, в первую очередь, у людей с нарушениями слуха и зрения. Сегодня мне писали ребята, которые хотели бы принять участие в подобном мероприятии через год. Отвечаю: да, это здорово, но давайте готовиться прямо сейчас. Потому что нужна физподготовка, каждодневные упражнения, работа в бассейне, дома, на тренажерах. Это поможет в следующем году принять участие в велопробеге. А еще важно напомнить: слепоглухие люди могут и должны получать образование. Надеюсь, мы все-таки привлекли внимание к сбору на оплату тьютора для Алены Капустьян.
Мария Зеленина: Те цели, которые мы ставили, — достигнуты. Теперь при поддержке Фонда президентских грантов хотим организовать спартакиаду. Нам важно показать, что люди с ограниченными возможностями здоровья могут полноценно жить, заниматься спортом, что у них много возможностей, несмотря на ограничения.
Данные об эфире:
Радио РАНСиС, программа «Зрячее сердце», август 2019 г.