Карина Жакова. Живая, воплощённая душа (эссе)

Так переводится с армянского имя человека, отдавшего музыке жизнь, посвятившего преданному, беззаветному служению ей не одно десятилетие. К сожалению, 6 июля 2021 года, в возрасте 92 лет, маэстро покинул этот мир. Память о нём будет вечно жить в сердцах миллионов поклонников и ценителей его таланта со всех уголков планеты. Бывают концерты, которые оставляют неизгладимый след в душах зрителей и светлые воспоминания на долгие годы. От одного из них я по сей день нахожусь под сильным впечатлением.

28 октября 2012 года мы с бабушкой побывали во Дворце культуры Брянского машиностроительного завода на выступлении всемирно известного мастера игры на дудуке (духовой деревянный язычковый музыкальный инструмент, один из символов армянского народа), обладателя многочисленных международных наград, профессора Ереванской государственной консерватории, автора саундтреков к популярным фильмам, обладателя титула «Человек планеты» — Дживана Арамаисовича Гаспаряна. Оно было организовано в рамках мирового прощального турне и состоялось благодаря Брянскому продюсерскому центру «Живая Вода».

Зал был полон. Многочисленные цветы насыщали воздух чудесным ароматом. На концерте присутствовали преимущественно соотечественники мастера — многочисленные представители армянской диаспоры, живущие в нашем городе. Выступление началось без опозданий. Мы сразу же погрузились в удивительные, чарующие звуки. Весь небольшой коллектив играл чувственно, проникновенно, эмоционально и виртуозно. Публика встречала каждый номер искренними аплодисментами.

Меня восхитило слаженное, гармоничное взаимодействие духовых и струнных инструментов. Звуки дудука проникают в самые потаённые уголки души, ненавязчиво задевая наиболее чувствительные фибры и заставляя их трепетать. Мелодии порой вызывают искренние исцеляющие слёзы, приводя в состояние катарсиса, а иногда — тёплую и светлую улыбку, даря лучик надежды.

Игра Гаспаряна восхищает, духовно обогащает. Произведения исполнялись разнообразные: армянский фольклор, джазовые стандарты, немного американской эстрады, композиции, написанные мастером к различным фильмам, русские народные песни. Сильнейшее впечатление произвело искромётное соло на ударных (национальный инструмент дхол), исполненное виртуозным барабанщиком. А ещё Дживан Арамаисович спел одну нежную, грустную песню, посвящённую маме, — на армянском языке. С публикой общался мало, многое было понятно без слов.

По окончании выступления его коллектива зрителей порадовал Ансамбль армянского народного танца. Полученного заряда эмоций хватит надолго. Такие события не забываются.

После концерта мне посчастливилось пообщаться с маэстро за кулисами (очередь за автографами выстроилась немалая, и для каждого у музыканта нашлось доброе слово). Отнёсся он ко мне весьма доброжелательно, как к родной внучке, даже расцеловал — никакого пафоса и «звёздной болезни»! Мастеру очень понравилась картина с бисерными цветами, которую я ему подарила. (Спросил: «Вы её сами сделали?») Сначала мы сфотографировались на мой фотоаппарат. Затем Гаспарян попросил внука сделать памятное фото на свой iPhone. На прощанье Дживан Арамаисович галантно преподнёс нам с бабушкой по большому, прекрасно благоухающему букету цветов. (Потомки тех роз по сей день являются одним из главных украшений нашего загородного участка.) Этот подарок стал весьма приятной неожиданностью и прекрасным финальным аккордом вечера.

Отрадно отметить, что славное дело великого деда продолжает внук — талантливый дудукист Дживан Гаспарян-младший. Истинное искусство — бессмертно.