Кто не слышал хотя бы раз крылатое изречение: «Все мы родом из детства»?
Цитата из знаменитой сказки Антуана Сент-Экзюпери «Маленький принц» давно обрела право на самостоятельную, отдельную от произведения жизнь.
Понятие это аллегорическое, ведь, расставаясь с детством, мы уносим во взрослую жизнь характеры, особенности, привычки и многое другое.
Только ведь на вполне обыденный вопрос:
— Откуда Ты родом?
Едва ли кто найдётся с ответом:
— Я родом из детства.
Но, наверное, с большим желанием и живописующими подробностями, с самой искренней и беззаветной любовью и гордостью будет рассказывать о малой родине.
Сколько замечательных приношений: музыкальных, поэтических и живописных посвящено теме Родного Края!
Лично мне выпало счастье родиться в старинном волжском городе Астрахани, где Я живу и сейчас, и где прошла-пролетела моя, как в таких случаях принято говорить, — «вся сознательная и трудовая жизнь».
С самого раннего детства Я, как и все мои сверстники, проявлял живой и неподдельный интерес к миру, в который пришёл жить, любить, творить и радоваться жизни. Воспринимая мир без зрительных ощущений: на ощупь, слух и запах, Я, как это свойственно детям, задавал бесчисленные вопросы взрослым и старшим сверстникам.
Неподдельный интерес к истории родного края у меня возник рано. Часами Я мог, затаив дыхание, слушать интереснейшие рассказы отца о том, какой была Астрахань в пору его детства, в какие игры играли они, будучи такими же мальчишками, как Я сейчас, как изменилась жизнь моих земляков с началом Великой Отечественной войны.
При каждом удобном случае отец брал меня в путешествия по водным и степным просторам нижневолжского края. Поездки на рыбалку, ночёвки в лодке или в палатке на берегу реки, задушевные посиделки у пылающего вечернего костра — всё это запечатлелось в моей памяти на всю жизнь, и Я буквально влюбился в нашу неповторимую, чарующую своей красотой природу. Не имея зрения, Я, тем не менее, чувствовал и видел прекрасное рядом.
Чтобы расширить мой кругозор и дать более полное представление об истории родного края, папа организовал поход в местный краеведческий музей.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость, ну а ежели ещё и руками потрогать разрешается — тогда вообще праздник сказочный! Перед нашим походом в музей отец попросил давнишнего приятеля, директора Астраханского краеведческого музея, — звали его Владимир Иванович, — дать мне тактильно познакомиться с теми музейными экспонатами, которые в обычное время находятся под стеклом или отгорожены канатом.
Владимир Иванович показал себя радушным и гостеприимным хозяином: лично сопровождал по залам, показывал мне экспонаты; а меня в то время особенно интересовали чучела животных, птиц, рыб и пресмыкающихся, обитающих в Астраханской области. Каждый такой экспонат Я внимательно ощупывал и даже обнюхивал, стараясь уловить хоть какой-то характерный и присущий именно этому зверю или птице запах, что вызывало весёлый смех и задорные шутки со стороны моих взрослых спутников и случайных экскурсантов:
— Под хвостом — под хвостом лучше у шакала понюхай: там особенно вкусно должно пахнуть!
— Смотри, вот клюнет тебя сейчас цапля в нос — вон у ней какой клюв острый!
Ну а когда мне показывали холодное и огнестрельное оружие — тут уж восторгу и мальчишескому любопытству не было предела! Чего там только не экспонировалось: старинные пищали, арбалеты, медные пушки и пушчонки с чугунными ядрами, мечи, копья, сабли, турецкие ятаганы — и более современное оружие вплоть до ручных и станковых пулемётов, автоматов, пистолетов и снайперских винтовок различных систем!..
Показывали мне и модели кораблей: парусников, гребных судов, военных кораблей — всего не перечислить!
Тепло прощаясь с нами, Владимир Иванович подарил мне на память небольшой макет первого советского искусственного спутника серии «Космос», именно такие впервые запустили из Астраханской области, с космодрома Капустин Яр.
Так уж случилось, что учиться в школе мне довелось в другом городе — в Саратове. Разлуку с домом, родными и друзьями Я переживал очень тяжело, особенно когда был в младших классах. Согревали душу письма из дома, которые задушевно и мастерски писал мне папа. В каждое письмо он вкладывал вырезки из газет, в частности, из астраханской «Волги» и «Комсомольца Каспия»; их обычно читала вслух наша учительница Ольга Васильевна Лункина. Папа подбирал и посылал мне статьи и заметки о жизни нашего региона, об интересных событиях из жизни Астраханского заповедника, записки натуралистов и краеведов…
В нашей школе тогда училось немало моих земляков, жителей Астрахани и Астраханской области, было у нас что-то вроде землячества: вместе ездили домой на каникулы и обратно в школу, обменивались новостями, полученными из дому, делились домашними гостинцами из посылок…
Когда Я учился в седьмом классе, отец подарил мне транзисторный двухдиапазонный радиоприёмник «Селга», и «радиорадости» моей не было предела — именно такой приёмник был моей голубой мечтой. И вот, получив желанный подарок, Я, будучи в школе, ежедневно, ровно в семь вечера, настраивал его на средневолновую частоту, с которой вещало астраханское радио, и слушал последние новости и разные передачи. Особенно мне полюбился радиожурнал «С микрофоном по родному краю», в котором звучали сюжеты об истории и современности Астраханского края; в этой авторской программе журналиста Агиля Куряева звучали выступления известных людей, деятелей культуры, композиторов, музыкантов, писателей, краеведов.
Благодаря местному радио, Я познакомился с творчеством астраханских писателей Юрия Селенского, Александра Маркова, Юрия Щербакова и других, услышал отрывки из их произведений в авторском исполнении. Естественно, мне захотелось прочитать написанные ими книги в полном объёме, в те давние годы незрячим книголюбам о подобном роскошестве можно было лишь мечтать…
И всё же, благодаря усилиям неутомимых и самоотверженных сотрудников Астраханской библиотеки для инвалидов по зрению, книги местных авторов стали доступны и незрячим читателям. В конце семидесятых годов в аудиозаписи на магнитную ленту начал выходить звуковой журнал «Лотос», материалы для которого, отобранные из плоскопечатных периодических изданий, озвучивали сотрудники библиотеки Н. Л. Воинов, В. П. Аксёнова и В. Забельская, а в начале восьмидесятых страстный пропагандист астраханских писателей Николай Любомирович Воинов озвучил несколько их книг…
Сейчас Астраханская библиотека для слепых и слабовидящих успешно реализует проект по популяризации и развитию тифлокраеведения: регулярно выходят сборники местных авторов, в том числе, содержащие прозу и поэзию незрячих авторов, а также материалы по истории и этнографии родного края; эти сборники доступны всем читателям — и брайлистам, и тем, кто предпочитает слушать книги в аудиоформате.
В 1985 году Я познакомился и подружился с Александром Сергеевичем Марковым, астраханским писателем-краеведом, автором более двадцати книг об историческом прошлом нашего края.
Уникальность и самобытность творчества А. С. Маркова заключается в том, что все написанные им книги основаны на документальном материале, на скрупулёзном изучении архивных документов, а не на литературном вымысле.
В детстве Александр Сергеевич переболел полиомиелитом, в результате чего утратил способность самостоятельно передвигаться, однако недуг не сломил волю будущего писателя-краеведа и Почётного гражданина Астрахани. Саша с золотой медалью окончил среднюю школу в родном Марфине, а затем — исторический факультет Астраханского пединститута.
Энциклопедические познания в области истории и краеведения, которыми обладает Александр Сергеевич, меня восхищали и завораживали…
Однажды мы с Александром Марковым сидели у него дома и он, в присущей для него обаятельной и увлекательной манере, рассказывал, как жили в прошлые времена его земляки из Марфина (как раз готовилась к печати его книга «Легенды и были села Марфино»).
В комнате, где мы сидели, негромко звучала музыка из радиоприёмника; и вот до моего слуха доносится знаменитая песня «Из-за острова на стрежень» в исполнении незабвенного артиста-вокалиста Бориса Штоколова. Поддавшись настроению, Я спросил у Александра Сергеевича:
— Скажите, по вашему мнению, то, о чём говорится в песне, — народный вымысел или действительно атаман казачьей вольницы, поддавшись критике сподвижников, бросил в Волгу молодую персиянку?
Александр Сергеевич, дослушав песню до конца, рассказал, что в Государственном архиве хранится свидетельство: перечень злодеяний и правонарушений, совершённых по приказу Степана Тимофеевича Разина или с его личным участием; этот обвинительный перечень был зачитан в Москве, на Лобном месте, непосредственно перед его казнью 16 июня 1671 года. И в нём ничего не сказано о том эпизоде, который стал сюжетом песни, хотя в списке значились и куда меньшие преступления, доказанные или приписываемые атаману.
Поддавшись настроению, я рассказал, как, будучи маленьким мальчиком, печалился, слушая эту песню — было очень жаль персиянку… Моему неуёмному воображению рисовалась счастливая концовка: персиянка, как мне представлялось, живя в большой и счастливой семье на берегу Каспийского моря, с раннего детства замечательно умела плавать и нырять, и когда её бросили за борт — ушла глубоко в воду и поплыла, невидимая с острогрудого казачьего челна подгулявшими разбойниками, а когда отплыла метров на пятьдесят — вынырнула и спокойно добралась до берега. Отдохнув и обсохнув, девушка пришла во славный город Астрахань и явилась на персидское подворье, где останавливались иранские купцы со своими караванами. Купцы спрятали девушку и благополучно переправили в Персию, к маме с папой, одним словом — всё должно было закончиться именно так… Видимо, отсутствие жизненного опыта и желание видеть всё в розовом свете подсказало маленькому человечку счастливое окончание этой страшной истории.
…Я мечтал прочитать книги астраханских писателей именно по Брайлю — однозначно признаю для себя приоритетным чтение пальцами, а не на слух. Моей заветной мечте суждено было исполниться, а произошло это, когда мне, что называется, было не до радостей земных: Я полностью потерял бытовой слух. Но всё же счастье улыбнулось сквозь слёзы: освоив навыки работы с компьютером, Я начал использовать сканер, благодаря чему плоскопечатные книги стали мне вполне доступными.
И сейчас, оглядываясь в прошлое, чувствую себя свидетелем истории родного края. А память человеческая — удивительная вещь: бережно хранит воспоминания о давно минувших днях. И когда выдаётся возможность, Я рассказываю молодому поколению о том, какой была наша Астрахань, наша Волга в пору моего детства и юности. Любить свою малую родину — значит, узнавать о её истории и настоящем как можно больше, эти знания приносят радость и счастье в мою жизнь.