Дорогая N, здравствуй!
В последнее время я не часто пишу тебе… Прости… Говоря строчками моего любимого поэта Андрея Дементьева, «живу не так, как бы хотелось, заели суета и быт»… Сегодня, наконец, нашла время для письма. N, я чувствую потребность поделиться с тобой воспоминаниями об одном человеке. Ты его знаешь и, возможно, даже лучше меня. Но история моего общения с ним, надеюсь, покажется тебе интересной.
Пару дней назад я спросила: «Читала ли ты книгу “Обретешь друзей”, авторами которой являются Эльвира Сираккалиева, Сергей Сироткин и Александр Суворов?». Мне важно было узнать твое мнение об этом сборнике. Ты ответила, что не читала, но слышала о ней, поинтересовалась: читала ли я?
Да, моя дорогая N, я прочитала эту книгу в 2017 году по рекомендации Сергея Алексеевича Сироткина, президента общества «Эльвира». Как ты уже догадалась, наверное, именно об этом человеке я собираюсь тебе рассказать, а упомянутая книга имеет ключевое значение в моем рассказе…
Начну с истории знакомства с Сергеем Алексеевичем.
Подчинившись воле Всевышнего, а если сказать проще, воле моего начальства, в мае 2009 года, бросив все важные дела (ремонт квартиры и дачные хлопоты), я вынуждена была отправиться в Москву, в «Реакомп», на курсы тифлосурдопереводчиков. Ты знаешь, эти курсы были организованы «Эльвирой». Там и состоялась наша первая встреча. В 2013 году я была избрана в состав комиссии по работе со слепоглухими при Удмуртском правлении ВОС. Это побудило меня обратиться с письмом к президенту этой организации в целях сотрудничества.
Деловая переписка довольно быстро переросла в виртуальную беседу двух симпатизирующих друг другу людей. Искренний интерес к человеку — это тот ключик, который открывает сердца, сближает людей. Именно так у нас и было. В письмах много внимания, конечно же, уделяли вопросам реабилитационной работы со слепоглухими, деятельности общества «Эльвира», подготовки и проведения конференции удмуртского регионального отделения организации в 2016 году. Мы с легкостью могли говорить и о личных делах, общих знакомых. В процессе общения выяснилось, что в Ижевске живет бывшая воспитанница Загорского интерната Галина Бекк (в девичестве Русских), с которой они общались в школе. У Галины когда-то было остаточное зрение, сегодня она тотально слепоглухая, практически ни с кем не общается, весточка от Сергея Алексеевича ее очень обрадовала.
С ним было легко общаться, он был тонким психологом, мог улавливать настроение собеседника в строчках. Однажды, после приветствия и самого начала разговора, написал: «Вижу, вы уставшая и не очень весёлая». Действительно, день был полон пустой суеты, разочарований. После напряженного дня глаза болели, общее состояние было не лучшим. Я спросила: «Сергей Алексеевич, как вы это поняли?». Он ответил: «Почувствовал по строю текста, немного суховатый. Обычно у вас более бодрый и восторженный стиль».
Наш виртуальный диалог часто принимал форму душевного разговора о литературном творчестве. Я прочитала его воспоминания о первой жене «Промелькнула звезда» и рассказ Эльвиры о нем «Мой муж слепоглухой». Мне улыбнулось счастье прочитать отрывок из будущей книги Сергея Алексеевича, над которой он работал по просьбе фонда «Со-единение». К сожалению, он не успел дописать ее… Доверие Сергея Алексеевича вызывало в моей душе благодарность. Я с большим трепетом приступала к чтению и открывала новые страницы его биографии, новые грани души этого необыкновенного человека. Сергея Алексеевича очень интересовало мое мнение по поводу его работ, он каждый раз настойчиво просил написать отзыв о прочитанном.
В одном из писем написал: «Надо бы вам прочитать книгу “Обретешь друзей”». Я не знала о ней. Заинтересовалась. Вскоре Сергей Алексеевич сообщил, что книгу мне привезет сарапульский слепоглухой, возвращающийся из Дома слепоглухих. История путешествия книги из Москвы в Ижевск через Сарапул длиною в месяц заставила поволноваться Сергея Алексеевича. Книга, изданная в 1978 году в Алма-Ате, сегодня стала библиографической редкостью, поэтому он переживал за ее сохранность, сетовал на безответственность и неторопливость людей, которые должны были передать её мне. В конце концов посылка благополучно достигла адресата.
Обстоятельства не позволили сразу приступить к чтению. Сергей Алексеевич с нетерпением ждал моего отзыва, о чем неоднократно напоминал мне. Прочитать и поделиться впечатлениями я смогла только летом, во время отпуска.
Итак, книга «Обретешь друзей». Что она из себя представляет? В ней три автора, три произведения, объединенные одной темой: Эльвира Сериккалиева «Время искать», Сергей Сироткин «Обретешь друзей», Александр Суворов «Изнутри».
N, не буду подробно знакомить тебя с содержанием книги, будет возможность — сама прочитаешь. Скажу только, что в первой главе Эльвира Сериккалиева рассказывает о знакомстве и начале общения с известной четверкой слепоглухих в момент их учебы в МГУ. В основе второй и третьей глав — эпистолярный жанр. В письмах, адресованных Эльвире, — мир мыслей, чувств, переживаний авторов, Суворова и Сироткина.
Я не ставила задачу всестороннего и глубокого анализа книги. На тот момент она интересовала меня прежде всего в контексте общения с Сергеем Алексеевичем, поэтому отзыв посвящен в большей степени линии повествования о нем.
Дорогая N, это письмо-отзыв перед тобой, оно написано 9 августа 2017 года. Читай!
«Здравствуйте, Сергей Алексеевич!
Прежде чем поделиться своими впечатлениями, хочу обратить ваше внимание на немаловажное обстоятельство, с которым, я уверена, вы согласитесь. Мы воспринимаем всё происходящее вокруг нас сквозь призму собственного «Я». Оценка событий, явлений всегда субъективна. Она зависит от нашего жизненного опыта, индивидуальных предпочтений, от настроения здесь и сейчас…
Я не знаю, как выгляжу в ваших глазах. Свою сущность определила бы так: я соткана из множества противоречий и противоположностей. Я разная — строгая, веселая, деловая, слабая, тихая, ироничная, скромная, задумчивая, романтичная, нежная… Я женщина, прошедшая более половины жизненного пути, любившая и страдавшая, не раз ошибавшаяся и разочаровывавшаяся, но сохранившая в душе романтичность юности, нежность женской души, мечтательность, любопытство, готовность сопереживать, сочувствовать, понять чужую душу. В руках вот такой особы оказалась ваша книга “Обретешь друзей”, и этой особе сегодня в первую очередь интересна была нить романтического повествования. Симфония человеческих отношений, которые мы определяем словами Любовь, Дружба… Если эти струны зазвучат в сердцах людей, уже не важно, инвалид ты или нет, глухой, слепой, слепоглухой… Эти чувства ломают все стереотипы и преграды, сближают людей в едином порыве творчества, деятельности во благо других людей.
Мне было интересно увидеть вас глазами Эльвиры и глазами Саши Суворова. Интересно увидеть Суворова вашими глазами. Два друга — две противоположности…
Суворова я мало знаю, встречалась с ним в 2015 году в Ижевске, даже пообщалась. Возможно, он меня не запомнил. Интересно было узнать, как все начиналось в его жизни. И в вашей тоже. С большим интересом вникала в мельчайшие подробности душевных переживаний двух друзей. Живая история зарождения дружбы, сложная, противоречивая, но такая прекрасная в своем стремлении к идеальным отношениям. Вы с Сашей у гроба Александра Ивановича Мещерякова дали клятву дружбы на всю жизнь, об этом пишет Суворов. В юности кажется, что всегда так будет. Мы клянемся в вечной дружбе, но жизнь порой расставляет в отношениях людей свои акценты. Как сложились ваши отношения с Сашей после? Как сейчас? Общаетесь? Всё такие же верные друзья или жизнь вас развела по разные стороны? Очень мило желание двух молодых людей отмечать годовщины дружбы. 3 сентября — эта ваша памятная дата зарождения дружбы так же значима сегодня? Тонкая нить человеческих отношений нередко рвется, запутывается. У вас как?
Про Эльвиру. Сколько нежности и теплоты в словах Эльвиры о вас! Мне кажется, в вас до сих пор звучит эта “ясная и прозрачно чистая, грустная мелодия…” Она очень точно определяет ваш характер, выделяет главные ваши качества. Делает это так лирично, как может делать только любящая женщина. Вы нисколько не изменились! Не трудно догадаться, что в глубине вашей души все тот же “размах, борьба глубоких подводных течений”. Мне кажется, вы остались таким же, каким были в юности. Вы смогли сохранить в своей душе главное — скромность, честность, желание помогать людям.
Книга привлекает предельной откровенностью, глубоким психологизмом. Раздвоенность души, неуверенность в себе, сомнения… и в то же время огромное желание приносить пользу другим людям, творить, жить полноценно, ярко… Вы доверяете читателю самое сокровенное. Трепет вашей незащищенной души передается читателю и вызывает ответное доброе чувство, желание защитить, сберечь эту чистоту, открытость сердца.
Передо мной глубоко симпатичный для меня образ молодого человека. Он много работает, занимается общественной работой. Любит… Вика — ваша первая любовь… Эта любовная история характеризует вас как человека сильного и благородного. На примере ваших отношений можно бесконечно рассуждать на тему свободы любви и нашего эгоизма. Скажите, встречались ли вы позже с Викой, знаете о ее судьбе? Где она сейчас? Как сложилась ее жизнь?
Лирика зарождающегося нового чувства, глубоких душевных переживаний, полет мысли… — всё это так симпатично, приятно, душевно, красиво…
Ваша дружба с Эльвирой переросла в любовь. Вам улыбнулось счастье любить и быть любимым. Эльвира стала для вас другом, женой, соратницей. Любовь окрыляет, удваивает-утраивает силы. Вы были сильными вдвоем, вы стояли у истоков организации реабилитационной работы со слепоглухими.
В книге я увидела имена знакомых мне слепоглухих: Рачкина, Толмачева. Получается, с Рачкиным вы знакомы очень давно. А наш Толмачев, похоже, был любимцем многих. О нем тепло вспоминает и Суворов. Вы о нем (о Толмачеве) говорите в связи с вербализмом, проблемой освоения жестовиками словесного языка. Кстати, эта проблема, которую Вы поднимали еще тогда, актуальна до сих пор. Юра не глупый человек, много читает и это расширяет его возможности в словесном выражении мыслей, но все-таки он остается жестовиком. Ему, наверное, надо было учиться, нужна была грамотная педагогическая помощь.
Подытоживая, на вопрос “О чем эта книга?”, попытаюсь подобрать ключевые слова, отражающие, на мой взгляд, её суть: молодой ученый, пытливый ум, стремление познать, рождение мысли, поиск, тифлопедагогика, слепоглухота, дружба и… Любовь. Сергей Алексеевич, эта книга про любовь, которая является вечным двигателем жизни. Про любовь во всех проявлениях — к жизни, несмотря на ее несовершенство и слепоглухоту, к друзьям, к своему делу, к женщине…
Напоследок еще несколько вопросов. Сергей Алексеевич, скажите, сбылись ли ваши мечты? Всё ли удалось реализовать, о чем мечтали в юности?
Ваш друг Володя Пудовкин — вырвался ли он из тупика жестов? Как сложилась его судьба? Встречаетесь ли вы сейчас, поддерживаете отношения?
Такие впечатления и мысли у меня от книги, Сергей Алексеевич… Несомненно, другой читатель в книге выделил бы другие грани, расставил бы другие акценты…»
Вот такое письмо, N…
С этого момента наступила моя очередь настойчиво выпрашивать ответы на вопросы, поставленные мной в письме. Сергей Алексеевич отвечал очень коротко, а мне хотелось большего… А главный вопрос «сбылись ли мечты юности?» вовсе остался без ответа…
Думаю, многое из того, о чем он мечтал в юности, — сбылось… Главный итог его жизни — любовь и уважение слепоглухих России. Ты согласна со мной? В качестве иллюстрации к сказанному небольшой эпизод: было это на торжественном закрытии Европейской недели культуры слепоглухих в Москве в 2015 году. Мне хотелось подойти к Сергею Алексеевичу, прикоснуться к его рукам, поздороваться и выразить свое доброе отношение. Но я долго не могла этого сделать — наблюдала неиссякаемый поток людей, подходящих к нему… Каждый со своим — с проблемой, радостью, благодарностью, за советом…
N, пишу тебе об этом человеке с ноткой грусти… Сергей Алексеевич ушел от нас…
Время быстро стирает из нашей памяти события, людей… Хочется, чтобы память о нем жила… Мое письмо к тебе, N, продиктовано потребностью сохранить воспоминания об этом человеке…
С грустью ставлю точку… С грустью, потому что история моя рассказана — и продолжения не будет…
Нет, я не права. Историю можете продолжить ты и другие. Расскажи мне, пожалуйста, каким он был в твоей жизни. Давай спросим об этом других людей. Получится книга памяти о человеке… Как ты думаешь — это реально?
Жду твоего ответа.
С любовью и уважением, L. M.