На даче
С ранних лет я отличалась живым, непоседливым характером, была шумным и любознательным ребёнком, тянулась ко всему новому и неизвестному. В середине девяностых у нас была маленькая уютная дача. Её построили прадедушка, Василий Егорович, и дедушка — Валентин Васильевич. На небольшом огороде росли овощи. Я любила помогать маме, Марине Валентиновне, и бабушке, Майе Николаевне, сажать грядки. Обожала свежую клубнику и малину с молоком. Меня манил запах ландышей. Цветов на участке росло немало. Тактильно привлекал кустарник чемшира. По структуре он напоминал ёжика, но иголочки мягкие и нежные. Всегда хотелось его обнять. Часто мы ездили туда всей семьёй на электричке. Уже в то далёкое время во мне зародилась любовь к путешествиям и перемещениям. По возможности стремилась играть в подвижные игры. Частенько общалась с соседской девчонкой Алёнкой.
А однажды произошёл такой случай. Было мне на тот момент около пяти. Дедушка с бабушкой занимались хозяйственными хлопотами. Оставили внучку на скамейке возле маленькой ёлочки. Подружка долго не выходила гулять. Игрушки скоро наскучили. О еловые веточки пальчики исколола. А время текло и текло… Нужно было чем-то себя занять. Вот и пошла гулять. В неизвестном направлении. Дорога-то ухабистая. И падала и ушибалась и, конечно, в ямки проваливалась. Помню, страха совсем не испытывала. Главное — двигаться навстречу чему-то новому, неизвестному. На этом пути встретился сосед по даче. Решил-таки вернуть беглянку. На простые уговоры я не поддавалась. Тогда дядя познакомил непослушную девочку со своей собакой, Жулькой, и её маленькими детками. Так приятно было их гладить! Особенно голенькое пузечко щенёнка. Так и не заметила, как домой вернулись… А дедушка с бабушкой не на шутку перепугались. Сбились с ног в поисках внучки, в отчаянии чуть не плакали. На радостях, даже ругать её не стали. Ведь всё обошлось благополучно.
Память сердца
Моего прадеда звали Василий Егорович Жаков. Когда его не стало, мне было всего 5 лет, потому помню о нём весьма смутно. На закате жизни он страдал от рака лёгких. Когда приезжал в город на лечение — останавливался у нас. Вспоминаю, как отдыхал на диване. Долго не мог запомнить моего имени. Называл непривычно — то Каролинкой, то Катаринкой, то Кристинкой. Карина казалась в диковинку. С прабабушкой Мусей они подарили правнучке набор пластмассовых игрушек «серый волк и семеро козлят». Очень любила с ними играть.
Прабабушка, Мария Ильинична, обладала волевым, властным характером. Была отличной хозяйкой, поддерживала образцовый порядок в доме. Опыта общения со слепыми (и тем более слепоглухими) не имела. Её пугало, что маленькая слепая девочка проявляла активность и любознательность, стремилась попробовать окружающие предметы не только на ощупь, но и, о ужас, на вкус… А, между тем, в каждый наш приезд я неудержимо стремилась нарушить существующий порядок и создать свой… Тёплые сувениры, отголоски Советской эпохи, тигрёнок и слонёнок и по сей день бережно хранятся в нашей семье. А ведь баба Муся так боялась, что я их разобью.
Промозглой холодной осенью 1993 года ездила на похороны прадедушки. Панически боялась подойти к покойному, дотронуться до него. Сложно доходило до детского сознания принятие первой в жизни тяжёлой утраты. По рассказам дедушки, человеком он был весёлым и жизнерадостным, компанейским, с хорошим чувством юмора. Очень любил петь, особенно песни «Я люблю тебя, жизнь!» и «Враги сожгли родную хату». Происходил из многодетной крестьянской семьи. Старший брат, Егор Егорович — четырежды кавалер Георгиевского креста. Средний, Макар, узник фашистских лагерей. Томился в заключении вместе с легендарным Дмитрием Карбышевым.
Всю войну прадед прослужил в железнодорожных войсках вместе с тестем Ильёй Борисовичем Петруниным, который был награждён орденом Ленина и другими знаками. Они доставляли на фронт продовольствие и боеприпасы, на санитарных поездах вывозили раненых в тыл. Семья прадедушки (прабабушка Мария со своей мамой и маленькими детьми) в 1941 году была эвакуирована в Мучкапский район Тамбовской области. В 1943-м они благополучно вернулись в освобождённую от врагов Сещу. Во время оккупации на её территории действовало легендарное интернациональное подполье. Войну прадедушка закончил в звании лейтенанта. Имеет множество боевых наград.
В мирное время Василий Егорович продолжил трудиться на железной дороге. Работал диспетчером и начальником станции в Рославле, Дубровке и Сеще. Имел звание почётного железнодорожника. Брат моей прабабушки Марии, Александр Ильич Петрунин, кадровый военный. Прошёл Великую Отечественную войну, воевал в Германии и Японии. В мирное время служил в Вильнюсе. Вышел в отставку в звании полковника. Могу с уверенностью сказать: память об этих замечательных людях будет всегда жить в моём сердце.